РусEng
IT Аутсорсинг Новости BISA: Роскомнадзор пытается бороться с фейками
Следить за новостями

Будьте в курсе IT событий

Подпишитесь на новости прямо сейчас

BISA: Роскомнадзор пытается бороться с фейками

В официальном блоге Роскомнадзора, размещенном в социальной сети «ВКонтакте», был опубликован следующий текст: «Нарушение законодательства о персональных данных в отношении публичных персон подразумевает:

Указанные способы обработки персональных данных нарушают требования законодательства о персональных данных и порочат честь, достоинство и деловую репутацию публичных лиц. Роскомнадзор обращается к администрации ресурсов с требованием удалить противоправную информацию, а если этого не происходит – подает иск в суд».

Однако, отмечает Михаил Емельянников, управляющий партнёр агентства «Емельянников, Попова и партнёры», в ФЗ-152 «О персональных данных» не определены понятия «фейковый сайт», «популярный интернет-мем», не говоря уж о «селебрити» и «публичной личности». Емельянников подчеркивает: «В законе таких понятий нет. Это все – фантазии ведущего блога. И, кстати, где гарантия, что само это сообщение – не фейк?».

По мнению Павла Рыцева, ИТ-директора ALP Group, требование сформировано размыто. «В требовании Роскомнадзора, как и во многих российских законах и распоряжениях, нет конкретики, – говорит он, – и это «спасает» от его исполнения. В данном требовании я вижу сразу две проблемы. Во-первых, в нем не определено понятие «фейковой учетной записи». Относить ли к таковым только фальшивые учетные записи известных лиц или же записи, допустим, сделанные кем-то анонимно? Во-вторых, механизм реализации требования «Роскомнадзора» не продуман. И хотя это требование – по сути, разумное и справедливое, поскольку оно ведет к большей ответственности каждого пользователя за свои слова и действия в цифровом мире, оно, увы, останется невыполненным.»

Однако большинство компаний восприняли сообщение Роскомнадзора всерьёз, поскольку оно находится в русле одной из тенденций деятельности этой организации – ограничения активности социальных сетей и блоггеров, начало которому положил так называемый «закон о блоггерах». Если имеется реестр блоггеров, то почему бы не быть реестру селебрити? Возможно, планируются какие-то изменения в многострадальном ФЗ-152, но пока они не внесены, выиграть упомянутый суд вряд ли будет возможно.

А ещё эта инициатива очень похожа на требование подключения к Wi-Fi по паспорту, установленное постановлением Правительства РФ. Денис Бодунов, руководитель проектов ИТ-компании Complex Systems, отмечает: «Для удаления всех фальшивых аккаунтов соцсетям придется требовать у пользователей паспортные данные, а у владельцев корпоративных аккаунтов – соответствующие юридические документы. Кроме того, понадобится ввести более строгую форму регистрации – такую, чтобы без личных или корпоративных документов невозможно было завести аккаунт. Добровольно соцсети на это не пойдут, так как потеряют огромное количество нынешних и потенциальных пользователей, что поставит под угрозу само существование социальных медиа как бизнеса. Что предпримут власти, дабы обязать руководство соцсетей запрашивать документы, необходимые для верификации профилей и аккаунтов, – пока неясно».

Павел Рыцев рассуждает: «Есть, на мой взгляд, единственный способ соблюдения этого требования: пользователи должны сами подтверждать свои личности при регистрации аккаунтов в соцсетях – допустим, с помощью отправки SMS. Ответное SMS будет содержать код, который нужно будет вводить в соцсетях при регистрации. Или же вместо кода пользователям придется вводить номера паспортов либо банковских карт (как при работе с зарубежными сервисами), с которых при этом будет сниматься какая-то минимальная сумма. С помощью такого номера человека будет легко идентифицировать». (Собственно, именно так осуществляется аутентификация пользователей Wi-Fi в московском метро, а в соцсетях аутентификация по номеру телефона пока предназначена лишь для восстановления доступа.)

Однако неизбежны новые проблемы. «Человек должен будет получить право на создание учетной записи, – поясняет Павел Рыцев. – Он не сможет просто войти и создать ее «под настроение», когда ему вздумается. А значит, должен появиться сложный, долгий, формализованный процесс, на использование которого вряд ли согласятся соцсети, ведь это сразу оттолкнет от них многомилионную аудиторию. К тому же запуск этого процесса автоматически отнимет у пользователей анонимность, что неизбежно повлияет на аудиторию. И я не думаю, что любой разработанный для удаления фейковых учетных записей инструмент станет работать централизованно, ведь это будет означать слишком сильный контроль государства над пользовательской базой социальных сетей. Я склоняюсь к какой-то процедуре, выполняемой при регистрации пользователей в соцсетях, и к любому достоверному подтверждению их личности.»

Возникает и другая проблема – юрисдикции социальных сетей. Вводя требование аутентификации пользователей по паспорту в российских сетях, государство усложняет их деятельность. Однако на международные сети оно повлиять не может – на них не распространяется российская версия ФЗ-152, они действуют в соответствии с иными законами. Таким образом, в очередной раз создаются условия для вытеснения успешного российского бизнеса социальных сетей в иностранную юрисдикцию.

Источник: Business Information Security Association (BISA) 
Дата публикации: 14 Апреля 2015
Яндекс.Метрика

Закрыть